Вряд ли существует сейчас человек, не знакомый с проблемой коррупции. Можно сказать, что поговорить об этом может каждый гражданин в нашей стране – и менеджер в банке, и учитель в школе, и продавщица в магазине, и сосед по лестничной клетке. Поругать чиновников, посетовать на взяточничество, махнуть рукой и сказать: «Всегда воровали и воровать будут».
Однако кроме такого обывательского взгляда на проблемы в обществе, существует целый ряд государственных органов и подразделений, всерьёз и на высшем уровне занимающихся искоренением коррупции. Они всем известны – МВД, ФСБ, СК, прокуратура и т.д.
Помимо перечисленных выше государственных министерств и ведомств, в РФ зарегистрированы и общественные организации, объединяющие неравнодушных граждан нашего государства на фронтах борьбы с коррупцией. И о них известно гораздо меньше, хотя пользы они приносят немало. Мы решили прояснить эту ситуацию, познакомить наших читателей с такими объединениями и заодно поговорить о современном состоянии коррупции. На наши вопросы отвечает Президент Общероссийской Комиссии по борьбе с коррупцией Захарцев Александр Юрьевич.
- Александр Юрьевич, обрисуйте, пожалуйста, для наших читателей ситуацию с коррупцией в стране.
- Коррупция в РФ, как и во всём мире – проблема не новая. С любителями нечестных денег на государевой службе сталкивался, пожалуй, каждый правитель. В нашей стране раньше за это были предусмотрены, конечно, более суровые наказания, чем сейчас – и руки отрубали, и на кол сажали, и расстреливали. Не помогало – мздоимцев не становилось меньше, но они становились изобретательнее и изощрённее. Во времена демократии наказания стали мягче, но и это не работает на 100% – чиновники воруют, попадают за решётку, отсиживают сроки, платят штрафы. А коррупция продолжается. Люди придумывают новые способы реализации своих коррупционных планов. Но и мы не стоим на месте – развиваемся, анализируем, противодействуем, успешно справляемся с новыми вызовами. И в первую очередь – мы работаем над изменением общественного мнения, над изменением отношения каждого гражданина РФ к проявлениям коррупции.
- Вы говорите – мы. О ком идёт речь?
- Мы – это граждане РФ, не равнодушные к развитию нашего государства. Мы не работники правоохранительных органов, не представители многочисленных администраций и вообще не чиновники. Однако нас глубоко задевает и серьёзно беспокоит ситуация на коррупционном фронте. И мы считаем, что в наше время нельзя просто смотреть со стороны. По-настоящему эффективная борьба с коррупцией должна идти на каждом уровне. Нельзя сидеть, сложа руки, и ждать, что кто-то другой, с полномочиями и званиями, решит проблему. Пока мы не изменим взгляд на ситуацию со стороны каждого гражданина, пока мы не сделаем национальной идеей полное отсутствие воровства – вряд ли что-то может кардинально измениться. Именно поэтому мы, единомышленники, объединились и создали Общероссийскую Комиссию по борьбе с коррупцией. Мы расширяем информационный фон, боремся с несправедливостью, привлекаем общественное внимание к каждому случаю коррупционного характера.
- А почему именно Вы, Александр Юрьевич Захарцев, человек, который ранее был военным, решили заняться этой деятельностью?
- Имея юридическое образование и соответствующий опыт работы, я часто видел пред собой примеры коррупционных схем. Я понимаю, как это работает, и я решил стать частью той силы, что будет противодействовать этим схемам со стороны общества. На самом деле, это очень важная и интересная задача – менять общественное мнение с позиции «ну всегда же воровали» на прямо противоположное – «Воровать нельзя!». Я полагаю, что наиболее глобальные, действительно масштабные изменения на этом фронте случатся именно тогда, когда большая часть страны будет убеждена, что коррупция не имеет права на существование ни в каком виде. А то сейчас какой-нибудь условный Василий Петрович посидит перед телевизором, посмотрит выступление Президента о противодействии коррупции, покивает – нельзя воровать, никак нельзя! А потом идёт и несёт «благодарность» какому-нибудь чиновнику за успешное и быстрое «решение вопроса». Вот от такой двойственности нужно отходить в первую очередь. Нужно кристально чёткое понимание, что коррупция в любом проявлении – зло. Что чиновник должен выполнять свою работу добросовестно, за зарплату, а не за благодарность. Когда прекратится поток желающих «решать вопросы» с глазу на глаз, за благодарность, за ответную услугу – вот тогда мы можем говорить об эффективном искоренении коррупции.
- Много ли вас – людей, способных противодействовать коррупции со стороны общества?
- Мы, на самом деле, подходим к работе масштабно. Наша Комиссия – это не просто горстка людей, собирающихся где-нибудь в Москве и занимающихся только разговорами. Наша организация работает во множестве регионов, осуществляя поддержку граждан и освещение различных случаев халатности, попустительства, коррупции и прочих негативных проявлений со стороны чиновников. Наши представительства открыты в 42 субъектах Российской Федерации, мы налаживаем международное сотрудничество и обмениваемся опытом со странами Африки и Ближнего Востока.
- Что именно вы делаете в плане противодействия коррупции?
- Мы ведём просветительскую деятельность среди населения, в первую очередь – среди бизнесменов, как наиболее уязвимой части общества с точки зрения необходимости общения с чиновниками. Именно бизнесмены знают, как непросто получить многочисленные разрешения для бизнеса, как это связано зачастую с необходимостью «отблагодарить» ответственных представителей администрации. Многих представителей предпринимательства на этот путь толкает банальное незнание своих прав. Зачастую для решения вопроса с недвусмысленным требованием представителя администрации хватает спокойствия и демонстрации уверенности в своей правоте. Однако для такой уверенности нужны основания – и мы помогаем бизнесменам в обретении основ правовых знаний. Кроме того, мы, конечно же, подключаемся, когда к нам поступает сигнал о неправомерных действиях со стороны чиновников. Изучаем обстоятельства, и далее поступаем по ситуации. Очень помогает привлечение внимания СМИ, общественности, руководства.
- Не стала ли ситуация в мире на сегодняшний день сложнее именно с точки зрения борьбы с коррупцией? С участием нашей страны происходят сейчас глобальные события, проведение специальной военной операции задвинуло на задний план многие инициативы. Спектр внимания определённо сместился. Не страдает ли от этого коррупционный фронт?
- Во все времена было сложно. Всегда были какие-то глобальные события, мир меняется каждую минуту. Но некоторые процессы не могут быть проигнорированы, что бы не происходило вокруг. Ведь коррупция – бич современного общества, напрямую влияющий буквально на все стороны общественной жизни. Если позволить коррупционерам распоясаться, то очень скоро мы прочувствуем последствия этого во всех сферах жизни: в обороне страны, в подготовке кадров, в медицине и так далее. Не существует таких областей, которые коррупция не в состоянии испортить. Чиновники есть везде, и везде они могут нанести вред, если почувствуют коррупционную свободу и безнаказанность. Именно этому мы и должны противодействовать в первую очередь.
- Как Вы думаете, Александр Юрьевич – реально ли победить коррупцию в принципе? Не занимаетесь ли Вы Сизифовым трудом?
- Я не считаю свою работу бессмысленной. Как и работу каждого члена нашей Комиссии. Мы участвуем в очень важном деле, противодействуя тем, кто считает чиновничье место идеальной кормушкой для своих карманов. Пусть наш вклад сейчас не так очевиден для окружающих, но понемногу, потихоньку, общими усилиями мы поставим надёжный заслон потоку коррупционных схем. Знаете такую поговорку – капля камень точит? Так вот коррупция – совсем не камень, а вполне понятное и изученное социальное явление. И наши методы борьбы с ним приносят свои плоды. Уже сейчас мы потихоньку поворачиваем общественное мнение на правильный курс. Когда наше общество будет достаточно подготовлено, тогда у коррупции не останется ни единого шанса.
- Спасибо за это интервью и за Ваше позитивное мнение о перспективах коррупционного противодействия! Напоминаю, с нами беседовал Захарцев Александр Юрьевич, Президент Общероссийской Комиссии по борьбе с коррупцией.